MENU
Главная » Статьи » Уроки общения

Урок девятый. А как насчет дисциплины?
<FONT face="Times New Roman" size=3>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><SPAN style="COLOR: red">Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" /><o:p></o:p></SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушать? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели, учителя?</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Сейчас скажу только, что на самом деле дети восстают не против самих правил, а против способов их «внедрения» (согласитесь, само это привычное для слуха слово уже указывает на силовые методы). Поэтому давайте сформулируем вопрос иначе: как найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину. Получается что‑то вроде списка правил о правилах.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<H6><FONT size=3>Правило первое</FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I>Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<H6><FONT size=3>Правило второе</FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I>Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».</P>
<H6 style="TEXT-ALIGN: justify"><FONT size=3><SPAN style="FONT-WEIGHT: normal; mso-bidi-font-weight: bold">Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями нам помогает образ </SPAN><SPAN style="FONT-WEIGHT: normal">четырех цветовых зон</SPAN><SPAN style="FONT-WEIGHT: normal; mso-bidi-font-weight: bold"><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.<o:p></o:p></SPAN></FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">В <B>зеленую</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN><B style="mso-bidi-font-weight: normal">зону</B> поместим все то, что разрешается делать <SPAN style="mso-bidi-font-weight: bold">ребенку по его собственному усмотрению или желанию.</SPAN> Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить...</P>
<H6 style="TEXT-ALIGN: justify"><FONT size=3><SPAN style="FONT-WEIGHT: normal; mso-bidi-font-weight: bold">Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в </SPAN>желтой зоне.<SPAN style="FONT-WEIGHT: normal; mso-bidi-font-weight: bold"> Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил.<o:p></o:p></SPAN></FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Итак, в <B style="mso-bidi-font-weight: normal">оранжевой зоне</B> находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Наконец, в последней, <B style="mso-bidi-font-weight: normal">красной зоне</B> находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.</P>
<H6 style="TEXT-ALIGN: justify"><SPAN style="FONT-WEIGHT: normal; mso-bidi-font-weight: bold"><o:p><FONT size=3> </FONT></o:p></SPAN></H6>
<H6><FONT size=3>Правило третье</FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I>Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<H6><FONT size=3>Правило четвертое</FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I>Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<H6><FONT size=3>Правило пятое</FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I>Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<H6><FONT size=3>Правило шестое</FONT></H6>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I>Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><o:p> </o:p></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"><B><I><SPAN style="COLOR: red">Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.</SPAN></I><SPAN style="COLOR: red"> </SPAN></B><SPAN style="COLOR: red"><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN><o:p></o:p></SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно <B>чувствительные</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>и <B>ранимые.</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод: «трудный» ребенок нуждается <B>только в помощи</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>— и ни в коем случае не в критике, и наказаниях.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять», а на самом деле причина иная. И, как правило, она <B>эмоциональная,</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком. Отсюда вывод: такие причины <B>надо знать</B>.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Психологи выделили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Первая — борьба за внимание.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Вторая причина — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Третья причина — желание отомстить.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Четвертая причина — потеря веры в собственный успех.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Если ребенок <B>борется за внимание</B> , то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает <B><I>раздражение</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN>.</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Если подоплека стойкого непослушания — <B>противостояние</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>воле родителя, то у последнего возникает <B><I>гнев.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Если скрытая причина — <B>месть,</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>то ответное чувство у родителя — <B><I>обида.</I> </B><SPAN style="mso-spacerun: yes"> </SPAN></P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt">Наконец, при глубинном переживании ребенком своего <B>неблагополучия</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>родитель оказывается во власти чувства <B>безнадежности,</B><SPAN style="mso-spacerun: yes">  </SPAN>а порой и <B>отчаяния</B> .</P>
<P class=MsoNormal style="MARGIN: 0cm 0cm 0pt"></FONT></P>
Категория: Уроки общения | Добавил: specialworld (02.01.2009)
Просмотров: 628 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лепетуша © 2018
Яндекс.Метрика