MENU
Главная » Файлы » ЗПР (задержка психического развития)

Дети 2го года жизни. Нормы, отклонения.
07.11.2009, 18:15

Здесь представлены данные о детях 2-го года жизни.

Под задержкой психического развития понимается не диагноз (в таком возрасте его не ставят), а нарушенное состояние психофизического развития ребенка в целом.

Вы можете уже проверить успехи своего малыша. Задания не должны утомлять ребенка. Играйте с ним и получайте взаимное удовольствие!

 

Дети от 12 до 15 месяцев.

Задания

Здоровые дети

Дети с ЗПР

Предложите 2 кубика ребенку (сторона кубика 2 см).

Покажите, как построить башню (ставим один кубик на другой).

Дайте возможность построить башню самому.

К 15 месяцам ребенок не тащит кубики в рот, не бросает кубики на пол, а в точности выполняет задание.

Может наблюдаться недостаточное сосредоточение на задании. В процессе выполнения могут наблюдаться нецеленаправленные действия (бросание, перекладывание из рук в руки).

«Почтовый ящик» - емкость с прорезями для геометрических фигур (минимум круг, квадрат, треугольник). Покажите, как можно вынуть и вложить фигуры. Предложите ребенку выполнить задание самому.

К 15 месяцам ребенок успешно справляется с заданием.

Возможны хаотичные, нецеленаправленные действия, что обусловлено недоразвитием ориентировочной основы.

«Пирамидка» (количество колец не важно). Покажите собранную пирамидку, затем попросите сделать такую же. Наблюдайте несколько минут за действиями ребенка.

Обычно малыш не учитывает размер колец и не соотносит их размеры по последовательности, но успешно нанизывает на стержень.

Как правило, успешно разбирает и собирает без учета величины, но может быть повышенная отвлекаемость.

При выраженных нарушениях могут наблюдаться примитивные манипуляции с предметом

 

Дети от 15 до 18 месяцев.

Задания

Здоровые дети

Дети с ЗПР

«Кубики» - 4 кубика. Предложите построить башню (если необходимо, то помогите).

Затем попросите построить поезд (кубики подряд), мост (кубик стоит на двух других).

В 18 месяцев считается хорошим результатом, если ребенок строит башню, поезд, мост.

Строит башню. Испытывает затруднения при строительстве поезда, моста.

«Доска Сегена» - доска с прорезями для круга, квадрата, треугольника. Предложите вынуть и вложить фигуры.

К 18 месяцам малыш обычно верно вкладывает круг и на него накладывает остальные фигуры.

Могут наблюдаться хаотичные манипуляции с фигурами. Чаще всего ребенок не справляется с заданием.

«Пирамидка» из 2 колец.

Собирает пирамидку, но еще не учитывает величину колец.

Успешно разбирает пирамидку. При собирании может испытывать трудности из-за неустойчивости внимания.

Крупная моторика

В полтора года ребенок обычно сам поднимается и спускается по лестнице, может нести игрушки с собой, перешагивает через палку, лежащую на полу.

Часто наблюдается неустойчивая походка, трудности при ходьбе по лестнице (особенно при спускании).

Мелкая моторика – дайте ребенку карандаш, покажите, как можно провести горизонтальную и вертикальную линию.

К полутора годам ребенок повторяет штрих, отдаленно напоминающий прямую линию.

Затруднено особенно проведение горизонтальных линий. Карандаш удерживает в кулаке, неуверенно.

Память – попросите выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять книгу, принести маме.

В полтора года ребенок может запомнить и воспроизвести 3-4 действия по памяти.

Затруднено выполнение действий по памяти. Трудности при восприятии инструкции.

Речевое развитие – покажите несколько предметов (мяч, кукла, машина, чашка), спросите «что это?»

В полтора года ребенок называет минимум один предмет.

Ребенок находит предметы по называнию, но назвать, как правило, затрудняется.

 

Дети от 18 месяцев до 2 лет.

Задания

Здоровые дети

Дети с ЗПР

«Кубики» - 10 штук.

Самостоятельно может построить башню из 8 кубиков, после показа – поезд без трубы.

Строит башню. Постройки в горизонтальном направлении затруднено.

«Доска Сегена» - доска с прорезями для круга, квадрата, треугольника.

К двум годам ребенок справляется с заданием. Результат может достигаться не сразу (ошибочные пробы)

Затруднения в правильном соотнесении фигур. Значительное количество проб.

«Пирамидка»

Правильно нанизывает два кольца на пирамидку с учетом их размера. Затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов.

Затруднения соотнесения колец по величине.

Крупная моторика

Может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; влезает на стул, чтобы достать игрушку.

Наблюдаются скованные движения, некоординированные движения.

Мелкая моторика

После показа взрослым может повторить рисование вертикальных и круглых линий.

Затруднено изображение линий, особенно круглых.

Память

Может запомнить и повторить около 4х действий.

Способен выполнить отдельные действия, но простые по инструкции (например, встать). Двусложные действия (возьми и принеси) могут вызывать затруднения.

Речевое развитие – покажите несколько предметов (мяч, кукла, машина, чашка), спросите «что это?»

Называет от 2 до 5 предметов правильно.

Как правило, называние предметов затруднено.

Узнавание изображений на картинке – покажите кошку, собаку, хлеб, ложку, яблоко, петуха. Спросите : «Где кошка?»

Может правильно показать 5 объектов.

Существенных нарушений не наблюдается, но объем предметов может быть меньше.

Называние изображений – попросите называть изображенные объекты. «Кто это?»

Успешно справляется

Испытывает затруднения в назывании.

Понимание речи взрослого  - попросите «дай маме мяч», «положи его на стул», « подними кубик»

Успешно выполняет 3-4 простых инструкции

Затруднения в понимании и выполнении простых инструкций (недоразвитие регулирующей функции речи).

По материалам И. И. Мамайчук, М. Н. Ильиной

 

Если ребенок проявляет:

- склонность к уединению (уход от контакта);

- чрезмерная отвлекаемость;

- бессмысленные раскачивания тела;

- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, особенно с матерью;

- частое раздражение, трудно поддающееся успокоению;

- нарушения сна и бодрствования

то стоит обратиться к специалисту!

 

 

Категория: ЗПР (задержка психического развития) | Добавил: specialworld
Просмотров: 1844 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лепетуша © 2018
Яндекс.Метрика