MENU
Главная » Файлы » Школьники. » Чтение. Нарушения чтения (дислексия).

Трудности чтения и дислексия.
27.11.2010, 21:49

Особенности процесса овладения чтением могут проявляться в затруднениях, возникающих на любом этапе обучения. При этом отмечается:

 

§   неусвоение букв;

 

§   побуквенное чтение (трудности звуко-слогового синтеза);

 

§   разнообразные искажения звуко-буквенного состава и слого-ритмической структуры слов;

 

§   трудности глобального (целостного) восприятия слов;

 

§   непонимание читаемого.

 

Однако, прежде чем рассматривать расстройства процесса чтения, отграничим их от объективно существующих трудностей, которые встречаются на начальных этапах обучения. Среди них можно указать:

 

§   несовпадение значения и названия буквы, приводящее к произнесению при чтении названий букв вместо звуков, например: «вэ, эм, дэ, эс, ка, эр, тэ, ща...»;

 

§   несовпадение норм написания и произносительных норм (для большей части слов в русском языке), вследствие чего «орфографически» прочитанное ребенком слово не воспринимается им на слух как знакомое (следует остановить внимание ребенка на типичных случаях таких расхождений, например: что = што; чтобы = штобы; его = ево; у него = у нево; конечно = конешно);

 

§   каждый читаемый слог произносится с подчеркнутым ударением, что затрудняет синтез слогов в слово, мешая узнаванию его звукового и ритмического образа.

 

Частичное расстройство овладения навыком чтения в литературе обозначается термином «дислексия», в отличие от полной неспособности к овладению чтением или распада уже сформированного навыка, обозначаемых термином «алексия».

 

Процесс чтения организуется посредством сложного перемещения взора в целом слева — направо и сверху вниз по строчкам (при наличии остановок, регрессий и особенностей, связанных с уровнем техники чтения, скоростью осмысления читаемого в зависимости от сложности текста, условий его восприятия и задач чтения). При дислексии имеют место трудности целенаправленного перемещения взора выражаются в потере строки, пропуске и перестановке слов, слогов, букв; в чтении последующей строчки в обратном направлении. Порой при общем правильном направлении чтения отдельные звенья читаются в обратном порядке.

 

Следующая трудность связана с тем, что письменная речь требует способности к осознанному анализу и синтезу, т.е. в процессе овладения ею дети учатся отделять значение слова от его обозначения, а также оперировать звуками и буквами как элементами устной и письменной речи. При дислексии с трудом закрепляются связи между звуком (фонемой) и его графическим символом (буквой, графемой). Для упрочения этой связи требуются упражнения в многократном восприятии рече-двигательных, речеслуховых, зрительных и двигательных раздражений при оперировании конкретными элементами, составляющими слово, фразу. Чаще наблюдается забывание букв, имеющих меньшую частотность употребления в языке, в частности, это может относиться и к заглавным буквам.

 

Наибольшую же трудность при обучении чтению представляет слияние букв в слоги. Трудности синтеза звуков в слоги связаны со сложностью перевода типового их звучания в звуки живой речи, когда произнесение меняется в зависимости от позиционных и комбинаторных условий включения звука в состав слова. Эти условия чрезвычайно изменчивы.

 

Слогослияние при чтении обеспечивается тонкими переходами речедвижений от предыдущего звука — к последующему, ибо звук в потоке речи не тождественен звуку, произносимому изолированно. На этом этапе возникает противоречие, а именно: при выделении звука из слова (анализе) ребенок называет «чистый», изолированный звук, а сливая звуки в процессе чтения (синтезируя), должен видоизменять их, учитывая позиционные и комбинаторные условия.

 

Чем лучше дети владеют устной речью, тем успешнее они овладевают слиянием при чтении.

 

Не следует забывать и о том, что у значительной части младших школьников не сформировалась акустико-артику-ляционная дифференциация — в результате их чтение осложняется еще и разнообразными смешениями букв.

 

Наличие целого ряда перечисленных выше факторов может приводить к необоснованным догадкам в ходе чтения, когда, не желая обнаруживать своих затруднений, дети пробуют угадывать слова, подменяя ими те, что подлежат прочтению.

Понаблюдайте за тем, как читает Ваш ребенок. Встречаются ли подобные ошибки, приведенные ниже, и как часто? Обратите внимание, обнаруживается ли сходство ошибок при чтении и на письме? Если  на вопросы Вы ответили утвердительно, то стоит обратиться за консультацией к специалисту (логопеду, дефектологу, логопеду-дефектологу – к любому из них, кто специализируется на школьных проблемах).

 

Типология ошибок:

 

 1. Смешения по акустико-артикуляционному сходству

 

 Лабиализованные гласные:

 

о —у: «в нору» =в нуру; «норовит» = нуровит; отхолуда; «расч(о)ска» =расч(у)ска; небо гулобое; «ложку»=лужку;

 

ё —ю: там у нею орешки; пюстрым ковром; «застёжка» =застюжка; «ключ» = клёч; «уют» = уёт; лёблю Москву.

 

 Звонкие и глухие согласные:

 

в —ф: «конверты» = конферты, фело-си-пед;

 

г — к: «круги»=груги; «кружева»=гружева, стружга, кро-го-дил;

 

ж —ш: «кожица» = ко-ши-ца; «зашумели» = зажумели;дыжать (дышать);

 

б —п: «вер-плюд; «попросил» = побросил;

 

з —с: «сосна» = зосна; «заснул» = сазнул;«назевер; злой ветер» = се-ло... с-ло-йве-те-р; «взяли» = веяли;

 

д —т: «дружили» = тружили; «доброта» =доброда; увители.

 

 Свистящие и шипящие:

 

с — и: суршит, селестит трава;

 

з —к: «кружева» = круз... кружева.

 

 Соноры р — л:

 

птицы хропочут; из тёпрыхстран; «крыши» = клыши; Плибал тика; грубокиелужи.

 

 Аффрикаты ц — ч, ч — ть, ч — щ, ц — с и др.

 

«творится» = творича; «птички» = печички; «щека» = чека; «овцы» = овчи; «число» = щи-с-ло; «щекочет» = чекочет; «кожица» = кожиса; это обчеедело; «играть» = играчь; кустзатвёл; «щенок пищит» = пичит...

 

 2. Смешения букв по кинетическому сходству (в печатном шрифте)

 

 Такие смешения обусловлены смешением букв в пись1ме - по кинетическому сходству, переходящим из рукописного шрифта (при письме) в печатный (при чтении), несмотря на различия в конфигурации и элементном составе букв.

 

Примеры подобных ошибок при чтении печатного текст;

 

а —о (под ударением): вос-ти-тотель; игроют весь день; «Там были все» = Том были все; шкоф, Волгогрод; Мы шлилугоми; Цветутас-т-ры и ф-хла-к-сы(флоксы) «Чистая, отборная в нашем поле рожь, даже травку сорную в поле не сорвешь» = «Чи-с-тая, о-б-обор-Haf (в... ) ражь, даже тро-в-ку(...) не оср-со-рвёшь»;

 

и — у: «шипит» = шипут; «я стучу» = я стучи; селестят лусточкк наступул сентябрь; она закручала; на берегах Волгу;

 

б — д: «за доброту» = боброту, «попробуй» = попродуй, сентядрь, на серебинуреки; ялюдлю петь, старый буа

 

т — п: втерёд; И Шарик пут (тут); с-пол-бы (столбы)«воспитатель» = вос-ти-тотель; медведь стип в берлоге;

 

х — ж: дорохки; отдожнуть... они рехут булагу (режут бумагу).

 

м —л: «занесло» =занесмо.

 

 3. Искажения состава слов (пропуски, вставки и перестановки букв, слогов)

 

 Пропуск буквы: «кролики» = колики; «горсть» = гость.

 

Пропуск слога или его части: «природа» = п-рода; «лес ответит» = лес ответ (сбой, как и в письме, на повторяющейся букве);

 

Вставка: «весло» = весело; «кто» = ко-ко-ко-то; «льды» = ^пюды; «телёнок» = телефонок.

 

Перестановка: «вздрогнул» =» зв...вз-д-ро-г-нул; «ртуть» = \труть; «сны» = сын (трижды); «свет» = веет; «всех» = свех.

 

 4.Персеверация (многократные повторения одного и того же слога или слова в устной речи и при письме):

 

В пределах одного слова: «ключ» = клюк; «из кравки» = из трав-р-ки; «дорога» = дорора.

 

В пределах смежных слов в тексте: скороропнут почки.

 

В пределах двух соседних слов, расположенных Иопарно в одном столбце:

 

«грусть», «гусыня» = грусть, грусыня;

 

«кролики», «лыжи» = кро-ли-ки, клы-жи.

 

 5.Антиципация (предвосхищение, предугадывание):

 

а) В пределах одного слова:

 

«кудрявая» = рудрявая; «примерный» = принерный; «весло» = сес... сесло... весло; «творится» = тро-рится; «конверта» — конветрты; «на реках» = на рехах; «слоны» = сноны; «закопали» = ка-копали; «цветы луговые» = глуговые.

 

б) В пределах смежных слов:

 

«Он давал нам» = Он даван нам («зеркальный» случай, т.е. можно в равной мере видеть здесь персеверацию).

 

 6.Догадки (необоснованные):

 

«у лестницы» = улицы; «ворота» = ворона; «рвать» = ре-щ ветъ; «гусыня» = ку-с-ня («это куст»);

 

«Куда подевались?» =Куда побежали? (Вероятно, ошибка В «спровоцирована» смешением букв б и д, отмечаемым в пись-И ме ученицы.)

 

 7.Комбинированные ошибки:

 

«Люда» = Лёта; «цветочки» = ц-в-те-точки;

 

«курочка» = кручка (перестановка и пропуск букв); «глупый» = глуб-дый (смешение п - б по акустико-артикуляционному сходству «включает» ассоциативное смешение б - д по кинетическому сходству);

 

«кролики» = кларики (смешение р - л провоцирует перестановку в комбинации со смешением у - б (в ударной позиции);

 

«горсть» = кроет, крыстъ (перестановка и смешение);

 

«клубком свернулся» = «клубогом e-c-в...се-вернулись» (перестановки: гласной О — клубоком; гласной Е — севернулисъ и одновременно собственная поправка ученика, как в письме, в комбинации со смешением К - Г и перестановкой при стечении согласных в начале слова).

 

Варианты прочтения трудных слов:

 

«хозяйство» = хо-з-ни-цов-во; хо-зи-то-во; хо-з-зи-тво;

 

«специалист» = с-пе-чи-лъ-исъ-тъ;

 

«социалистическое» = сочи-... со-чи...со-чи-а-ли-че-с-ко-е и т.д.

 

Ошибки ударения:

 

лугОвые, поЕзд, аИст; мы спросИм; за добрОту; «Спросить могу» = СпрОсит мОгу и т.д.

Источники: Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М., 2005
Категория: Чтение. Нарушения чтения (дислексия). | Добавил: specialworld
Просмотров: 2775 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лепетуша © 2018
Яндекс.Метрика