MENU
Главная » Файлы » Речь » Периоды речевого развития

Младенчество: до 1 года
06.01.2009, 15:33

Выделяют следующие ста­дии развития ребенка от рождения до 18 месяцев.

I стадия, длящаяся от рождения до 8 недель (2 ме­сяца), характеризуется рефлекторным криком и рефлек­торными звуками. Звуки сопровождают в основном со­матические реакции ребенка. В крике преобладают гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок. Иногда звуки крика как бы очень приближенно напоминают со­гласные г, к, н, но, так как эти звуки носят рефлекторный характер, они не рассматриваются как предшественники фонем.

Оценка крика ребенка имеет важное диагностическое значение. У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением центральной нерв­ной системы, у которых в дальнейшем выявляются рас­стройства речи, крик может быть пронзительным или очень тихим, в виде отдельных всхлипываний или вскри­киваний, которые ребенок обычно производит на вдохе, или может отсутствовать вообще.

II стадия характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления и смеха. Ее продолжитель­ность от 8 до 20 недель (2 — 5 месяцев).

С 3 месяцев начинается развитие интонационной ха­рактеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфор­те в связи с мокрыми пеленками и т. д. У детей с орга­ническим поражением центральной нервной системы крик обычно остается однообразным, без интонационной выразительности.

Начиная с 12 недель у большинства здоровых детей час­тота крика снижается, исчезают примитивные звуки крях­тения и т.п., появляется начальное гуление («гуканье»). Звуки гуления возникают на улыбку и разговор взрослого с ребенком, т.е. на этой стадии осуществляется переход от рефлекторных звуков к коммуникативным. Подтвержде­нием этому является то, что ребенок активнее гулит в при­сутствии взрослых. К 6 —8 неделям появляется «социаль­ная» улыбка, которая пока еще не дифференцирована и адресована всем лицам, общающимся с ребенком .

В гулении преобладают гласные звуки, но к концу II стадии появляются и редуцированные согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, т.е. гуление представляет собой своеобразную тренировку речевого дыхания. Гуление обычно выступает в качестве состав­ляющего элемента комплекса оживления.

В период гуления интенсивно развивается интонаци­онная система языка, звуки, в него входящие, начинают постепенно приближаться к стандартным фонемам (звукам речи).

На этой же стадии появляется и первый смех — по­визгивание в ответ на эмоциональное общение с окружа­ющими взрослыми, а к 16 неделям смех становится про­должительным.

Симптомами риска речевых нарушений у детей с ран­ним органическим поражением центральной нервной сис­темы на этой стадии являются отсутствие или недоста­точность интонационной выразительности крика и гуле­ния; однообразные, редкие и тихие звуки гуления, со­провождаемые хаотическими движениями в конечнос­тях; отсутствие смеха; преобладание назализованных звуков крика.

III стадия характеризуется появлением лепета. Ее длительность от 16 — 20 до 30 недель (4 —7,5 месяца). На этой стадии отмечается постепенное исчезновение цепочек гласных звуков и возвращение к произношению однослоговых сегментов, в которых постепенно удлиняются звуки, похожие на гласные или согласные. Согласные звуки начинают все больше продуцироваться в передних отделах полости рта. Ротовая полость к этому времени увеличивается в объеме, что создает благоприятные ус­ловия для более разнообразных движений языка. К концу этой стадии ребенку доступны разнообразные звуковые комплексы с длительным произнесением от­дельных их сегментов, в которых постепенно появляются еще нечетко артикулируемые слоги с окончаниями на гласных звуках.

К 5 —6 месяцам здоровый ребенок начинает произно­сить сочетания губных и язычных согласных с гласными (бааа, мааа, тааа, лааа). К этому возрасту появляется первый слог ба или ма, это начало лепета, представля­ющего собой повторное произнесение слогов под контро­лем слуха. Поэтому при врожденной глухоте у ребенка может отмечаться начальная вокализация на стадии гу­ления, но характерным является постепенное угасание звуков и отсутствие лепета. У глухих детей отсутствие лепета особенно характерно для следующей стадии во­кального развития. Лепет имеет большое значение в раз­витии речи. В период лепета происходит соединение от­дельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования.

IV стадия расцвет лепета, или стадия канонической вокализации. Этот период охватывает от 20 — 30 до 50 не­дель (5 — 7,5 — 12,5 месяца). Именно в этот период звуки лепета начинают напоминать по своим акустическим ха­рактеристикам звуки родного языка, и родители нередко смешивают их с началом собственно речевого развития.

Каноническая стадия характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма). На этой стадии усиливается контроль за произношением звуков.

В канонической вокализации этой стадии наиболее частыми являются губные (и, п', б, б', м, м'), язычно-средненёбные ,, к') и язычно-задненёбные (к, г) звуки. Среди гласных звуков раньше всего появляются глас­ные переднесреднего ряда средненижнего подъема (э, а).

Характерной является тенденция к сглаживанию арти­куляции гласных звуков.

Примерно с 6 —7 месяцев лепет приобретает социа­лизированный характер: ребенок лепечет при общении со взрослым, использует голосовые реакции для привле­чения внимания окружающих, слушает речь других.

В этот период голосовые реакции выделяются из об­щего комплекса оживления. Они становятся активной формой общения ребенка с окружающими. Ребенок пользуется ими для выражения своих желаний и нужд, заставляя взрослого обратить на него внимание.

Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что лепет выступает как вполне самостоя­тельная деятельность. Одновременно у здорового ребен­ка начинает развиваться и начальное понимание обра­щенной речи; он внимательнее относится к движениям и действиям взрослого, направленным на общение с ним, стараясь понять их значение.

V стадия охватывает период от 9 до 18 месяцев. На этой стадии лепетные звуки отличаются большим разнообрази­ем: ребенок может произносить слоги разных типов: со­гласный — гласный и даже согласный — гласный — со­гласный. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу переходят к произнесению сочетания слогов, имеющих оп­ределенное значение, — «лепетные слова», у других этот период значительно затягивается, и ребенок для выраже­ния своих состояний и переживаний использует «псевдо­слова», не имеющие определенного значения.

Отличительной особенностью этой стадии является ин­тенсивное развитие понимания обращенной речи, дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций.

К началу этой стадии — к 8 — 9 месяцам — происходят качественные изменения в психическом развитии ребен­ка: интенсивно формируется память — узнавание зна­комой ребенку ситуации, в связи с чем он живо реагирует на новую обстановку. При виде незнакомого человека ре­бенок жмется к матери, отворачивается, время от времени с любопытством поглядывая на новое лицо. На этом этапе он крайне болезненно реагирует на разлуку с матерью. При этом стойкие реакции страха, протеста на незнакомую обстановку и новых людей особенно выражены у детей с поражением центральной нервной системы, по­вышенной нервной возбудимостью, при врожденной дет­ской нервности (невропатии), минимальной мозговой дисфункции. Стойкость подобных реакций может спо­собствовать отставанию в развитии речи.

На этом этапе возникает общение ребенка со взрослым с помощью предметно-действенных средств. Ребенок ус­танавливает и поддерживает контакт со взрослым посред­ством ярких предметов и игрушек, которыми активно ма­нипулирует. Отмечается избирательное отношение к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

Недостаточность предметно-действенного общения со взрослым, изоляция ребенка от семьи могут значительно задержать развитие его речи.

Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувст­вителен к интуитивному усвоению родного языка. Данная стадия рассматривается как сензитивный период для раз­вития речи. Именно в этот период отмечается наиболее ин­тенсивная дифференциация нервных клеток в зоне Брока — корковом центре моторной речи. Начиная с 15 — 20 месяцев трудности в овладении родной речью на основе речевого под­ражания с каждым месяцем возрастают.

Симптомами риска речевых нарушений на III — V ста­диях являются отсутствие или рудиментарность лепета, избирательного предметно-действенного общения со взрослым, невыполнение простых словесных команд, от­сутствие подражательных игровых действий.

  По материалам Кураева Г.А., Пожарской Е.Н. Возрастная психология

Категория: Периоды речевого развития | Добавил: specialworld
Просмотров: 2331 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Лепетуша © 2018
Яндекс.Метрика